Пятница, 19.04.2024, 11:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Главная » Файлы » Мои файлы

Расы и народы. Конспект урока по географии. 6 класс
11.02.2015, 19:26

Урок в 6 классе по теме «Расы и народы»

Цели урока:

  • Сформировать   представление   об   основных   расах.   Провести   ознакомление   с крупнейшими народами Земного шара.
  • Развивать  познавательный   интерес,   географическое  мышление  учащихся   и   их коммуникативные навыки при работе в парах.
  • Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Оборудование урока: политическая карта народов и религий мира, раздаточные материалы, атласы, мультимедиа учебник «География. 5-6 класс»

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Рассказ учителя:

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о населении нашей планеты. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют вас. И, прежде всего, какова численность населения Земли, как она изменяется, и от чего она зависит? В мире 7 млрд. людей. Если бы все мы выстроились друг за другом от Земли до Луны, получилась бы космическая очередь в семь рядов! Послушаем сообщение вашего товарища об изменении численности населения на Земле.

II.   Основная часть. Изучение новых знаний.

1)   Численность населения Земли.

Сообщение учащегося «Изменение численности населения на Земле»

«В течение многих тысячелетий население Земли было небольшим и росло медленно. По расчетам ученых, 2000 лет назад на Земле обитало около 230 млн. человек. В течение следующей тысячи лет численность населения увеличилась всего на 75 млн. Рост населения тормозился тем, что много людей умирало от голода, эпидемий и войн. Резкое ускорение темпов роста населения началось с середины XVIII века, а с середины XX века население росло очень быстро. Только с 1950 по 2000 годы оно увеличилось на 4 млрд. человек. Согласно прогнозу ученых население Земли прекратит расти к XXII веку и составит примерно 10-12 млрд. человек. Это видно на графике роста численности населения Земли в учебнике.»

2)         Причины, оказывающие влияние на рост населения.
Слово учителя:

Люди рождаются и умирают. От этих двух величии зависит, увеличится или уменьшится население. Если рождаемость (Р) - число родившихся за год на каждую 1000 населения, будет выше смертности (С) - числа умерших на каждую 1000 населения, то происходит естественный прирост населения (П). П = Р-С.

Если смертность окажется выше рождаемости, то население будет уменьшаться. Увеличение численности на Земле происходит из-за успехов в медицине и повышения уровня жизни людей.

  1. Человеческие расы.

Слово учителя:

Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю легенду.

Сообщение учащегося.

«Североамериканские индейцы впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»

Слово учителя:

Так, согласно легенде, возникли расы. Что же на самом деле способствовало образованию рас? Что бы ответить на этот проблемный вопрос, давайте сначала познакомимся более подробно с представителями разных рас.

Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве.

Но не все телесные особенности людей могут считаться расовыми признаками. Например, различия в телосложении, осанке, развитии мускулатуры не считаются расовыми,  они зависят, прежде всего,  от внешних условий среды обитания людей (питания, занятия спортом и трудом). Давайте ознакомимся с главными расами, используя электронный учебник .По ходу рассказа диктора вам предстоит заполнить следующую таблицу (таблица заранее нарисована на интерактивной доске).

Самостоятельная работа учащихся в тетради по заполнению таблицы

Раса

Расовые признаки

Территория распространения расы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя:

Вернемся к нашему вопросу о причинах разнообразия рас.

30-40 тыс. лет назад люди заселили уже все части света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

Естественный отбор тоже играл важную роль в распределении некоторых признаков.

Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас.   Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.

Таким образом, человечество – это единый биологический вид.

  1. Народы.

 На Земле насчитывают от 3 до 4 тыс. народов и народностей. Что же это за группы, по каким признакам они выделяются и какие крупные народы живут на нашей планете?

Вы, конечно, уже знаете, что самый многочисленный на Земле народ - это китайцы. Прочтите описание этого народа в учебнике, попробуйте найти черты, по которым отличаются народы.  Дайте определение понятия народ.

Народ - это группа людей, принадлежащих к одной и той же расе, имеющих многовековую историю, культуру, религию, традиции и говорящих на одном и том же языке.

Самостоятельная работа учащихся в парах по изучению отдельных народов по плану с последующим сообщением перед учащимися класса.

План описания народа:

  • Название народа
  • Его численность
  • Раса
  • Характерные черты быта: пища,
  • Жилище, одежда
  • Традиционные ремесла
  • Особенности культуры (что дали миру)

III. Закрепление изученного на уроке материала.

Работа с разделом «Практика» мультимедиа учебника

IV. Домашнее задание:

 ответить устно на вопросы;

заполнить таблицу для одного народа (народ выбирают учащиеся сами, кроме тех, которые изучали самостоятельно на уроке) по желанию

«Характеристика одного из крупнейших народов Земли»

Название нарда

Населенные им территории и их природные особенности

Предметы национальной одежды

Предметы национального быта

Культурные особенности

Примеры хозяйственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  • Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. Издание для детей/ -М.: 000 «Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
  • Грасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учеб. для б кл. общеобразват. учреждений. - М.: Дрофа, 2002.
  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: б класс. - М.: ВАКО, 2007.
  • Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. - 2-е изд. - М: Дрофа, 1998.
  • Петрова Н.Н. Мультимедиа учебник «География. Для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учебных заведений. - Республиканский мультимедиа центр, 2014.
Категория: Мои файлы | Добавил: 1975swsw1975 | Теги: расы, народы
Просмотров: 2406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar