Среда, 18.10.2017, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по краеведению.
[ Скачать с сервера (112.5Kb) ] 20.06.2015, 15:33

«Согласовано»                            «Согласовано»                               «Утверждаю»

Руководитель ШМО                  Зам. Директора по УВР           Руководитель МОУ«СОШ 

 МОУ « СОШ р.п. Духов            МОУ «СОШ                              р.п. Духовницкое»

ницкое»                                          р.п.Духовницкое» 

                  /С.Ю. Стекленёва                      /Н.В. Темлюкова             ________/Т.А. Фролова

Протокол №            от                                                                         Приказ №                от          

  «     » ______  2015                                                                       «     » ­­­­_________2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Стекленевой Светланы Юрьевны, учителя географии и биологии

  высшей квалификационной  категории

по географическому краеведению  для 6 классов «а», «б»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета

                                                                                        Протокол № ___ от

                                                                                        «___» _________2015 г

 

 

 

 

 

2015 -2016 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

 

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы  ООО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»,  на основе программы под редакцией  Макарцевой Л.В. Географическое краеведение.

Адаптивная программа предназначена для изучения основ географического краеведения.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое значение в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой социально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин. Но существенным элементом образовательного пространства должно выступать географическое краеведческое образование.

Основные цели курса:

  1. Расширять и углублять знания по географическому краеведению саратовской области.
  2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

Основные задачи:

  1. Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  2. Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  3. Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
  4. Способствовать воспитанию экологического сознания.

Географическое краеведение позволяет всестороннее изучить природу и население своей области, города, посёлка, района, формировать у учащихся правильное представление о природных объектах, процессах, явлениях.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающих высоким уровнем развития коммуникативных компетенций.

Введение понятия «компетенций» в нормальную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения  конкретных задач  и проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость  и способность к адаптации в социуме. Становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством решения этих образовательных задач является данная программа краеведения.

В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать гибкие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края  от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ.

Учебно – тематическое планирование

По географическому краеведению

 

Класс 6 «а», «б».

Учитель: Стекленёва С.Ю.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков  ч, тестов  ч.

Административных контрольных уроков   ч.

Планирование составлено на основе программы ГОД ДПО «Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования». 2012.

Учебник Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2012. Автор: доцент кафедры экономической и социальной географии СГУ Л.В. Макарцева.

 

Название разделов и тем

Всего часов

Количество часов

 

 

теоретических

практических

1

Введение

1

1

 

2

История исследования природы Саратовской области

3

2

1

3

Особенности географического положения области

2

1

1

4

Строение земной коры. Минеральные и горные породы

2

1

1

5

Рельеф Саратовской области

2

1

1

6

Воды суши Саратовской области

4

3

1

7

Атмосфера. Климат области

5

4

1

8

Природные комплексы Саратовской области

5

5

-

9

План местности

5

4

1

10

Население области

3

3

-

 

Повторение

2

2

-

 

Итого:

34

27

7

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Предметные:

Обучающийся 6 класса  научится:

  1. определять географическое положение родного края, города, посёлка;
  2. анализировать погоду своей местности;
  3. объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края.
  4. вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  5.  определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  6.  давать описание природных объектов;
  7. определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы.
  8. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

 

  1. анализировать, систематизировать,  обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  2.  формулировать суть понятия «краеведение»;
  3. объяснять особенности освоения территории т  особенности природы и ресурсно – природный потенциал области;
  4.  правилам поведения на природе;
  5. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  1. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  2. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  3. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  4. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
  5. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  6. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Обучающийся  6 класса  получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

 2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  строить простые планы местности;

5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

7.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

8.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными  географическими объектами и  населением области.

Метапредметные результаты

 

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно  оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально  оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:

 

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2.   Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11.  Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник. Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. –Саратов: Лицей, 2008. – 64 с.

 

УМК: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2008. -32 с.

Список дополнительной литературы.

Литература для учителя.

 

  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Издательство СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Издательство СГУ,1984.
  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. – Саратов, 2006.
  5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – Москва. «Школа-Пресс», 2001.
  6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.
  7. Семенов В.Н. Саратов геологический. – Издательство СГУ, 2000.
  8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Приволжское книжное издательство, 1990.
  9. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  10. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

Литература для учащихся.

  1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
  2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
  3. Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989.
  4. Палькин Н.Е. О, Волга! – М., Молодая гвардия, 1985.
  5. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.
  6. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.
  8. Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Категория: Мои файлы | Добавил: 1975swsw1975 | Теги: программа, краеведение
Просмотров: 502 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar