Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (26.3 Kb) ] | 11.07.2015, 23:35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Адаптированная программа предназначена для изучения курса географии России. Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по географии 2004, на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире. Образ России, формированный у школьников, должен быть с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и посёлка. Одной из задач курса – подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но ещё в большей степени – к экономической, социальной и культурной). Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство, они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближнее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. В 8 классе изучается – «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трёх разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». Природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Раздел «Население России» направлен на решение следующих задач: а) показать интегрирующую роль населения в системе «природа – люди – хозяйство»; б) сформировать представление о географии России как о географии жизни людей на территории нашей страны; в) подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями. Данная рабочая программа составлена на основании:
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учебно-тематическое планирование По географии Классы: 8 «а», 8 «б» Учитель Стекленёва С.Ю. Всего 68 час; в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков 5 ч. Планирование составлено на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 16 Природа и население. 8кл.: учеб. для общеобразовт. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – 11 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 319. (1) с.: ил. Учебно- тематический план
Содержание тем учебного курса по географии 8 класс. Введение (1час) Раздел I. Пространства России (7 часов). Географическое положение и размеры территории. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изменение территории России. Источники географической информации. Обобщение по разделу «Пространства России». Практические работы. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, раннее входивших в состав СССР. Определение разницы во времени отдельных территорий. Оценка особенностей географического положения России. Раздел II. Природа и человек (38 часов) Тема 1. Рельеф России (6 часов) Строение земной коры на территории России. Геологическое летоисчесление. Важнейшие особенности рельефа России. Богатства недр России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Современное развитие рельефа. Внутренние и внешние факторы рельефообразования. Обобщение по теме «Рельеф и недра Земли» Практические работы. Обозначение на контурной карте тектонических структур, крупных форм рельефа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своего края. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Основные климатообразующие факторы. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги на территории страны. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Климат и человек Агроклиматические ресурсы, агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своей местности. Обобщение по теме «Климат России» Тема 2. Климат России (7 часов) Практические работы. Характеристика климатических областей с точки зрения условий и хозяйственной деятельности. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Тема 3. Внутренние воды (5 часов) Роль воды на Земле. Реки. Разнообразие и значение озёр России. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое Многолетняя мерзлота – происхождение и мощность. Ледники. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов. Обобщение по теме «Водные ресурсы». Практические работы. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. Тема 4. Почвы – национальное достояние (5 часов) Почвы – особое «природное тело». География почв России. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв. Обобщение по теме «Почвы – национальное достояние» Практические работы. Анализ почвенного профиля. Тема 5. Растительный и животный мир страны (5 часов) Растительный мир нашей страны. География лесов России. Лес и окружающая среда. Безлесные просторы России. Луга. Болота. Причины образования болот. Животный мир России. Тема 6.Природно-хозяйственные зоны России (9 часов) Природный территориальный комплекс. Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте. Учение о природных зонах. Арктика, тундра, лесотундра. Таёжная зона. Смешанные леса. Лесостепи и степи. Южные безлесные зоны. Высотная поясность. Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Практические работы. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах. Раздел III. Население России (17 часов) Тема. Численность населения России и её изменение (2 часа) Изменение численности населения России в 18-20 веках. Понятие о воспроизводстве населения. Тема 2. Половозрастной состав населения (1 час) Половозрастная пирамида населения России. Практические работы. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. Тема 3. Миграция населения. (4 час) Виды миграции населения. Территориальная подвижность населения. Практические работы. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. Тема 4. Трудовые ресурсы страны. (1 час) Трудовые ресурсы, их состав и использование. Тема 5. Народы и религии России (2 часа) Этнический состав населения России. Религии России. Практические работы. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой. Тема 6. Где и как живут люди? (7 часов). Плотность населения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Города России. Понятие урбанизации, её показатели. Сельское расселение, его особенности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Люди – главное богатство страны. Обобщающий урок по теме «население России». Практические работы. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Нанесение на контурную карту городов – миллионеров, объяснение их размещения на территории страны. Повторение (6 часов). Разнообразие территории России. Россия на карте мира. Географическое положение Саратовской области. Человек и ландшафт. Анализ карт по России.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 8 класс. В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень учебно-методического обеспечения.
Используемый УМК:
Список дополнительной литературы.
Календарно-тематический план по географии для 8 классов «а», «б» МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области» на 2015-2016 учебный год
Стекленёвой Светланы Юрьевны учителя географии высшей квалификационной категории
География России 8 класс Программа под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 16 Природа и население. 8кл.: учеб. для общеобразовт. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – 11 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 319. (1) с.: ил.
Нагрузка по учебному плану 68 часов - за год 2 часа – в неделю 1 четверть - 18 часов, практических - ч. 2 четверть - 14 часов, практических - ч. 3 четверть -20 часов, практических - ч. 4 четверть - 16 часов, практических - ч.
Календарно-тематический план
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 556 | Загрузок: 18 | |
Всего комментариев: 0 | |