Среда, 18.10.2017, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Главная » Файлы » Мои файлы

8 класс. Рабочая программа по географии
[ Скачать с сервера (26.3Kb) ] 11.07.2015, 23:35

 

Пояснительная записка

Адаптированная программа предназначена для изучения курса географии России. Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по географии 2004,  на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина.

Главная цель курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире. Образ России, формированный у школьников, должен быть с одной стороны, целостным, а с другой  - территориально дифференцированным, разнообразным.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и посёлка.

Одной из задач курса – подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но ещё в большей степени – к экономической, социальной и культурной). Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство, они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближнее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства.

В 8 классе изучается – «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трёх разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России».

Природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья.

Раздел «Население России»  направлен на решение следующих задач:

а) показать интегрирующую роль населения в системе «природа – люди – хозяйство»;

б) сформировать представление о географии России как о географии жизни людей на территории нашей страны;

в) подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
  • Планирование составлено на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

 

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

По географии

Классы: 8 «а», 8 «б»

Учитель Стекленёва С.Ю.

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков  5 ч.

Планирование составлено на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 16 Природа и население. 8кл.: учеб. для общеобразовт. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – 11 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 319. (1) с.: ил.

  Учебно-  тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов

теоретич

практич

1

Введение

 

1

1

 

2

Пространства  России

7

6

1

3

Природа и человек.

 

38

34

4

4

Тема1.Рельеф и недра

 

6

6

1

5

Тема 2.Климат

 

7

6

1

6

Тема3.Внутренние воды России

 

5

5

 

7

Тема 4. Почвы и национальное достояние

5

4

1

8

Тема5.Растительный и животный мир страны

5

5

 

9

Тема 6.Природные комплексы России

 

10

10

 

10

Население   России

 

17

13

4

11

Повторение. Разнообразие территории России.

5

5

 

 

Итого:

68

59

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса по географии 8 класс.

Введение (1час)

Раздел I.

Пространства России (7 часов). Географическое положение и размеры территории. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России. Географическое изменение территории России. Источники географической информации. Обобщение по разделу «Пространства России».

Практические работы. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, раннее входивших в состав СССР. Определение разницы во времени отдельных территорий. Оценка особенностей географического положения России.

Раздел II.

Природа и человек (38 часов)

Тема 1. Рельеф России (6 часов)

Строение земной коры на территории России. Геологическое летоисчесление. Важнейшие особенности рельефа России. Богатства недр России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Современное развитие рельефа. Внутренние и внешние факторы рельефообразования. Обобщение по теме «Рельеф и недра Земли»

Практические работы. Обозначение на контурной карте тектонических структур, крупных форм рельефа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своего края. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

Основные климатообразующие факторы. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги на территории страны. Разнообразие типов  климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Климат и человек Агроклиматические  ресурсы, агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своей местности. Обобщение по теме

«Климат России»

Тема 2. Климат России (7 часов)

Практические работы. Характеристика климатических областей с точки зрения условий и хозяйственной деятельности. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур.

Тема 3. Внутренние воды (5 часов)

Роль воды на Земле. Реки. Разнообразие и значение озёр России. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое Многолетняя мерзлота – происхождение и мощность. Ледники. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов. Обобщение по теме «Водные ресурсы».

Практические работы. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Тема 4. Почвы – национальное достояние (5 часов)

Почвы – особое «природное тело». География почв России. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв. Обобщение по теме «Почвы – национальное достояние»

Практические работы. Анализ почвенного профиля.

Тема 5. Растительный и животный мир страны (5 часов)

Растительный мир нашей страны. География лесов России.

Лес и окружающая среда. Безлесные просторы России. Луга. Болота. Причины образования болот. Животный мир России.

Тема 6.Природно-хозяйственные зоны России (9 часов)

Природный территориальный комплекс. Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте. Учение о природных зонах. Арктика, тундра, лесотундра. Таёжная зона. Смешанные леса. Лесостепи и степи. Южные безлесные зоны. Высотная поясность. Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Практические работы. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах.

Раздел III.

Население России (17 часов)

Тема. Численность населения России и её изменение (2 часа)

Изменение численности населения России в 18-20 веках. Понятие о воспроизводстве населения.

Тема 2. Половозрастной состав населения (1 час)

Половозрастная пирамида населения России.

Практические работы. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

Тема 3. Миграция населения. (4 час)

Виды миграции населения. Территориальная подвижность населения.

Практические работы. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

Тема 4. Трудовые ресурсы страны. (1 час)

Трудовые ресурсы, их состав и использование.

Тема 5. Народы и религии России (2 часа)

Этнический состав населения России. Религии России.

Практические работы. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой.

Тема 6. Где и как живут люди? (7 часов).

Плотность населения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Города России. Понятие урбанизации, её показатели. Сельское расселение, его особенности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Люди – главное богатство страны. Обобщающий урок по теме «население России».

Практические работы. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Нанесение на контурную карту городов – миллионеров, объяснение их размещения на территории страны.

Повторение (6 часов).

Разнообразие территории России. Россия на карте мира. Географическое положение Саратовской области. Человек и ландшафт. Анализ карт по России.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 8 класс.

  В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

Используемый УМК:

  • А.И. Алексеев География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
  • И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая  И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
  • В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 20011.
  • Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  • Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.
  • Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

 

Список дополнительной литературы.

  • Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / И.И. Баринова. – 12 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.-285 с.:ил., карт.
  • Географический атлас школьника: атлас для 6 -11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. – 128 с.: карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО  МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

_______ Стекленёва С.Ю.

 

Протокол № ___ от

«____»___________2015 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ им. Г.И Марчука р.п. Духовницкое»

__________Темлюкова Н.В

 

«____»____________2015 г.

 

« Утверждаю»

Директор МОУ СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

_____________Т.А.Фролова

 

Приказ № ___ от «___»____2015г.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

по географии  для 8 классов  «а», «б»

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»

на 2015-2016 учебный год

 

 

Стекленёвой Светланы Юрьевны

учителя географии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 География России 8 класс

Программа под  редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 16 Природа и население. 8кл.: учеб. для общеобразовт. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – 11 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 319. (1) с.: ил.

 

 

Нагрузка по учебному плану

68 часов  - за год

2 часа – в неделю

1 четверть - 18   часов, практических -   ч.

2 четверть - 14   часов, практических -   ч.

3 четверть -20   часов, практических -  ч.

4 четверть - 16  часов, практических -   ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

Практические

работы

 

Использование

 ИКТ

Примечание

 

 

 

1 четверть

 

 

 

1

Введение

1

 

 

Презентация

 

Пространства  России

7

 

 

 

 

2

Географическое положение и размеры территории.

1

 

 

 

 

 

3

Границы России: сухопутные и морские

1

 

Обозначение на  контурной карте  пограничных государств.

Презентация

 

4

Россия на карте  часовых поясов.

1

 

 

Определение  разницы во времени отдельных территорий

Презентация

 

5

Формирование территории России.

1

 

 

 

 

6

Географическое изменение территории России

1

 

 

 

 

7

Источники географической информации

1

 

 

 

 

8

Обобщение по разделу «Пространства России»

1

 

Оценка особенностей географического положения.

Презентация

 

 

Природа и человек.

38

 

 

 

 

 

Рельеф и недра России

6

 

 

 

 

9

Строение земной коры на территории  России

1

 

Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, крупных форм рельефа

 

 

10

Геологическое летосчисление. Важнейшие особенности рельефа России.

1

 

 

 

 

11

 Современное  развитие рельефа.

Богатства  недр России

1

 

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своего края.

 

 

12

 

Исчерпаемость минеральных ресурсов

1

 

 

 

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

 

 

 

13

Внутренние и внешние факторы рельефообразования.

1

 

 

 

 

14

Обобщение по теме «Рельеф и недра  Земли».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Климат

Основные климатообразующие факторы.

7

 

 

1

 

 

 

 

16

Закономерные  циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

 

 

 

 

17

Распределение тепла и влаги на территории страны.

 

1

 

 

 

 

18

Разнообразие типов  климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

1

 

Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

2 четверть

 

 

 

19

Климат и человек Агроклиматические  ресурсы, 

агроклиматическая карта

1

 

Оценка влияния климатических условий на географию  сельскохозяйственных культур.

 

 

 

20

Агроклиматические ресурсы своей местности.

1

 

 

 

 

21

Обобщение по теме

« Климат  России»

1

 

 

 

 

 

Внутренние воды России

5

 

 

 

 

22

Роль воды на Земле. Реки

1

 

Характеристика реки с точки  зрения возможностей хозяйственного использования.

 

 

23

Разнообразие и значение  озер России.

1

 

 

 

 

24

Подземные воды- ценнейшее полезное ископаемое. Многолетняя мерзлота- происхождение и мощность. Ледники.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

25

Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

 

 

 

1

 

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами  отдельных территорий России.

 

 

26

Обобщение  по теме

« Внутренние воды»

1

 

 

 

 

 

Почвы - национальное достояние

5

 

 

 

 

27

Почвы- особое

 « природное тело»

1

 

 

 

 

28

География почв России.

1

 

Анализ почвенного профиля.

 

 

29

Почвы и урожай

1

 

 

Презентация

 

30

Рациональное использование и охрана почв.

1

 

 

 

 

 

31

Обобщение по теме

« Почвы национальное достояние»

1

 

 

 

 

 

Растительный и животный мир страны

5

 

 

 

 

32

Растительный мир нашей страны. География лесов России

1

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть

 

 

 

33

 Лес и окружающая среда.

 

1

 

 

 

 

34

Безлесные просторы России. Луга.

1

 

 

 

 

35

Болота.  Причины образования болот.

 

 

1

 

Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий жизни, быта трудовой деятельности людей в разных природных зонах.

Презентация

 

36

Животный мир России.

1

 

 

 

 

 

Природно- хозяйственные зоны России

10

 

 

 

 

37

Природный территориальный комплекс.

1

 

 

 

 

38

Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте.

1

 

 

Презентация

 

 

39

Учение о природных зонах.

1

 

 

 

 

40

Арктика, лесотундра, тундра

1

 

 

Презентация

 

41

Таежная зона. Смешанные леса.

1

 

 

Презентация

 

42

Лесостепи и степи.

1

 

 

 

 

 

43

Южные безлесные зоны. Высотная поясность.

1

 

Южные безлесные зоны. Высотная поясность.

 

 

44

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

 

1

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

 

Охрана природы и охраняемые территории при  современных

масштабах хозяйственной деятельности.

1

 

 

Презентация

 

46

Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны России»

1

 

 

 

 

 

Население   России

17

 

 

 

 

47

Изменение численности населения России в 18-20 веке

1

 

 

Презентация

 

48

Понятие о воспроизводстве населения

1

 

 

 

 

49

Половозрастная пирамида населения России

1

 

 

 

 

50

Виды миграций населения.

1

 

 

Презентация

 

51

Территориальная подвижность населения.

1

 

Характеристика половозрастного и возрастного состава населения на основе разных источников информации

 

 

52

Внешние миграции- в Россию и из неё

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть

 

 

 

53

Изучение по картам миграционных потоков во времени и пространстве.

1

 

Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

Презентация

 

54

Трудовые ресурсы, их состав и использование.

 

1

 

 

 

 

55

Этнический состав населения России.

1

 

Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой.

 

 

56

Религия России

1

 

 

презентация

 

57

Плотность населения.

1

 

 

 

 

58

Расселение людей, типы населённых пунктов.

1

 

Выделение на контурной карте главной полосы расселения.

презентация

 

59

Города России. Понятие урбанизации, её показатели.

1

 

Нанесение на контурную карту городов- миллионеров. Объяснение особенностей их размещения на территории страны

презентация

 

60

Сельское расселение, его особенности

1

 

 

 

 

61

Условия и образ  жизни людей в различных типах поселений.

 

 

 

1

 

 

 

 

62

 

 

 

Люди- главное богатство страны.

1

 

 

презентация

 

63

Обобщающий урок по теме  «Население России»

1

 

 

презентация

 

64

Повторение. Разнообразие территории России.

5

 

1

 

 

 

 

65

Повторение. Россия на карте мира.

1

 

 

 

 

66

Повторение. Географическое положение Саратовской области.

1

 

 

 

 

67

Повторение. Человек и ландшафт.

1

 

 

 

 

 

68

Повторение. Анализ карт России.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: 1975swsw1975 | Теги: география, россия
Просмотров: 273 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar