Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы ООО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области», на основе программы под редакцией Николина В.В. География.
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии. Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество часов: за год: 34 часов, в неделю: 1 час
Учебно-тематическое планирование.
Класс-5 «а», 5 «б».
Количество часов в год – 34.
В неделю – 1 час.
Плановых контрольных работ -2 .
Планирование составлено на основе программы География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2013 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
№
|
Название разделов и тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
теоретических
|
практических
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
2
|
Развитие географических знаний о Земле
|
5
|
3
|
2
|
3
|
Планета Земля
|
3
|
3
|
|
4
|
План и карта
|
10
|
8
|
2
|
5
|
Человек на Земле
|
3
|
2
|
1
|
6
|
Литосфера – верхняя оболочка земли.
|
10
|
7
|
3
|
|
Повторение. Решение задач по карте.
|
2
|
2
|
|
|
Итого:
|
34
|
26
|
8
|
Содержание тем учебного курса по географии 5 класс.
Введение.
Что такое география и как мы будем ее изучать.
|
Раздел 1.
Развитие географических знаний о Земле.
Географические методы изучения окружающей среды.
Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.
|
Развитие географических знаний о Земле. (15 мин)
|
Открытие и исследование материков
|
Современный этап научных географических исследований.
Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
|
Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем.»
Великие географы.
Пр. работа №3. Составление доклада об одном из путешественников.
|
Раздел 2. Планета Земля
Земля – планета Солнечной системы.
Пр. работа №4. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
Пр. работа №5. Обозначение на к/к материков и океанов. (15 мин)
|
Движение Земли.
Пр. работа №6. Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» (15 мин)
|
Солнечный свет на Земле.
Влияние смены времен года на жизнь человека в Сибири
Пр. работа №7. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».(15 мин)
|
Раздел 3.
План и карта.
Ориентирование и способы ориентирования на местности.
План местности.
Пр. работа № 8. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.
|
Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб. (15 мин)
|
Способы изображения земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота.
|
Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.
Топографический диктант.
|
Пр. работа. № 9 Составление плана территории школы.
|
Географическая карта – особый источник информации
Пр. работа № 10. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков (15 мин)
|
Градусная сетка
|
Географические координаты.
Географическая широта. Географическая долгота. Часовые пояса.
Решение практических задач по плану и карте. Пр. работа №11. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.
Раздел 4.
Человек на Земле.
Заселение человеком Земли.
Заселение человеком Саратовской области и Духовницкого района.
|
Расы и народы.
Пр. работа №,12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков
|
Многообразие стран мира.
Пр. работа № 13. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц.
|
Раздел 5.
Литосфера – твердая оболочка Земли.
Земная кора и литосфера.
|
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Пр. работа №14. Изучение свойств горных пород и минералов.(15 мин)
|
Движения земной коры.
Пр. работа №15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.
Вулканизм
|
Рельеф Земли. Равнины.
Пр. работа №16. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
|
Рельеф Земли. Горы.
Пр. работа № 17. Описание по карте гор и равнин по плану.
|
Решение практических задач по карте.
Пр. работа № 18. Описание рельефа своей местности
(Проект)
|
Человек и литосфера
|
Охрана земных недр
|
Обобщающий урок «Литосфера»
|
Повторение. Решение задач по карте.
|
|
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные:
Обучающийся 5 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
- Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения.
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2013 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Литература для учащихся:
1.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб.Гидрометеоцентр,1997
2.Ж.Верн Открытие Земли(История Великих географических открытий)М,1993
3.Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование М.Просвещение,20001
4.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993
5.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПб. Детская литература,1983
Интернетресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии –
М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –
М.: Граф-пресс, 2003.
|