Среда, 13.12.2017, 08:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Мои статьи

На уроках географии.

 Spiritual and moral education in geography lessons.

Steklenёva Svetlana Yurievna

geography teacher of the highest category
MOU "Secondary School im. GI Marchuk city Dukhovnitsky Saratov region"

 Главная цель воспитания на уроках географии – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, и о всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже. Воспитанный человек – это не только образованный человек, но    человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю.

Ключевые слова: духовно - нравственное воспитание, география, учитель, патриотизм, человечество, семья, труд, религии, природа, родная земля.

The main purpose of education in geography - to instill in children a love for our science, to make them want to learn more about our planet, all its parts, so that they fell in love with his homeland to Russia was for them
abstract word, and their native home, so that they understand that life in the house depends on them too. Educated people - is not only an educated man, but a man with a sense of self-respect and respect others.
One of the main challenges facing the teacher is instilling in students a sense of pride for their country, love for his native land.
Key words: spiritually-moral education, geography, teacher, patriotism, humanity, family, work, religion, nature, native land.

Слово «Учитель» на Руси всегда наполнялось особым гражданским смыслом. Оно несло в себе образ добра, гармонии и истины. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Человек растёт, в нём пробуждается острый интерес к миру, к определённой области знаний. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека.

Считаю, что главная цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.

Наша задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше.

Все мы взрослые желаем детям добра.

Задачей педагогической деятельности я вижу в воспитание учеников через развитие географической культуры, через работу с источниками информации.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству.

2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство.

3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

8. Религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

10. Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Действительно, через отношения к человеку, к природе формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии должно включать:

  1. Подачу материала урока с нравственной составляющей.
  2. Воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов.
  3. Воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.

Воспитанный человек – это не только образованный человек, но    человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

В педагогической работе учитываю и направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 

Из опыта работы в школе. На первом же уроке по географии в 5 классе создаю установку на увлекательность.  Провожу урок открытия новых знаний в виде путешествия, где сказочные персонажи рассказывают о предмете география и что он изучает. Под музыку «Звуки природы» идёт диалог с детьми: Что изучает предмет география? А нашу страну предмет география изучает? Как называется страна в которой мы живём? Как называется область в которой мы живём? Далее демонстрируется презентация, из которой ребята узнают, что изучает предмет на примере Саратовской области (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Меня поразил результат урока - дети перебивая друг друга рассказывали о красивых местах области, своего посёлка Духовницкое Саратовской области.

Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей области, об интересных людях

Во всех классах я провожу целый цикл уроков по Саратовской области и постепенно прививаю любовь к Родине, гордость за свою страну, восхищение красотой её просторов. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.

Очень увлекательно проходят уроки: «Я живу на земле Саратовской», «Я – гражданин России», «Край родной – навек любимый», «Природные ресурсы родного края» и т.д. На таких уроках я подвожу ребят к ответу на вопрос: «Кто мы? Откуда мы»?

Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Ведь это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

Например, при изучении темы «Литосфера» надо подчеркнуть большой вклад в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения скважины на Кольском полуострове.

При изучении темы «Землетрясения» мы говорим, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркнуть, что мы всегда были и остаемся в числе первых, кто приходит на помощь.

При изучении темы: «Географическое положение и природа Северо-Западного района» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны была проложена «Дорога жизни». Ведь именно по этой «Дороге жизни» в блокадный Ленинград подвозили продовольствие, оружие и боеприпасы, а обратным рейсом вывозили больных и ослабевших людей. При этом мы подчёркиваем, что любовь к Родине, к своему народу, т.е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

При изучении темы «Национальный состав населения России» в 8 классе дети узнают, что Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 180 различных народов: русские, татары, украинцы, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.

Основы нравственного воспитания закладываются при изучение темы: «Воспроизводство населения» в 9 классе. На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям. Нравственность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие, сотрудничество.

Большое значение в воспитательном процессе являются поездки, исследовательские и проектные работы.

При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую в практике - публикации, мастер- классы, открытые уроки.

Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Литература:
1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 240 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.- 29 с.

3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 49 с.

4.  Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА , 2012. - 20 с.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 1975swsw1975 (03.05.2015) | Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна E
Просмотров: 270 | Теги: образование, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar