Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (47.0 Kb) ] | 29.07.2014, 15:11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кухня – индикатор культуры и географии народа. Программа курса по географии для учащихся 8- 9 классов Пояснительная записка. Программа курса «Кухня – индикатор культуры и географии народа» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и естественнонаучный профили. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей. В содержании курса нашли отражение этнография и культурология, география и история, биология и литература. Данная программа является интегрированной. Особенности приготовления и приема пищи, состав продуктов, технологии приготовления разнообразных блюд у разных народов могут рассказать о многом. О том, в каких природных условиях жили представители этого народа или живут сейчас, с какими народами и когда контактировали, куда и зачем путешествовали, о процессах глобализации в современном мире. Сейчас мир поделён не только по политическому, географическому принципу, но и по кулинарному. Цели курса:
Задачи курса: 1. Изучение географии народов России и классификации народов. 2. Определение связи этнографических особенностей с географической средой. 3. Посещение краеведческого музея этнографии с целью описания предметов быта, связанных с приготовлением пищи. 4. Работа с литературными источниками, включающими описание быта народов России. 5. Практическая деятельность учащихся на основе технологических карт приготовления блюд (при соответствующем оснащении – приготовление блюд в ходе занятий). Методы обучения: 1. Словестный (рассказ, беседа, лекция). 2. Практический. 3. Метод самостоятельной работы. 4. Проблемно-поисковый. В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, этнограф, историк, археолог, антрополог, филолог, экскурсовод, технолог пищевой промышленности, повар-кулинар и т.д. Воспитывается толерантность к иной культуре, к иным национальным особенностям. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы и для большой политики. Содержание элективного курса «Кухня – индикатор культуры и географии народа» предполагает ознакомление учащихся с основами географических особенностей этнической кулинарии народов России, так как это важная составляющая национальной культуры, отражающая условия жизни и традиции народов. Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с особыми аспектами этнографии, которые не входят в школьную программу, показывает через особенности питания образ жизни народов России, учит анализировать исторические, географические, конфессиональные аспекты формирования именно такого типа питания. Учитывая современные аспекты межэтнических отношений, этнический состав отдельных школ и классов, предлагаемый курс несет большую воспитательную нагрузку. Данный элективный курс может служить целям профориентации и выбора будущего образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна в их будущей профессиональной деятельности. Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Теория курса нацеливает школьников на работу с разными источниками информации, в т.ч. предполагается посещение музеев, изучение научной, научно-популярной и художественной литературы и т.д. Практическая часть может быть организована совместно с учителем, музейным работником. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, создание презентаций. Изучение программы курса помогает ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школ. Содержание программы. Введение (1 час) Ознакомление с программой курса, планируемыми формами организации занятий, требованиями к учащимся, списком литературы. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе на кухне. Тестирование учащихся с целью определения уровня их знаний по географии населения и степени заинтересованности в изучении данного курса. Организация собеседования - какие блюда и продукты питания в нашей повседневной жизни имеют этническое происхождение, из культуры каких народов они пришли? Тема 1. Национальный состав населения России и Саратовской области (2 часа) Лекция: Национальный (этнический) и конфессиональный состав населения России. Работа с картографическими и текстовыми источниками информации. Изучение карты народов России, основных миграционных потоков современной России и Саратовской области, работа с контурной картой. Работа с книгой: А. П.Куртасов «Здесь наши корни» Тема 2. Кухня народов Поволжья. Кухня народов, проживающих на территории Саратовской области (3 часа) Лекция: Русская кухня в прошлом и настоящем. (1 час) Практические работы: Изучение карты природных зон России, сопоставление с картой народов. Работа с контурной картой. Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час) Экскурсия в краеведческий музей. (1 час) Работа с видеофильмами: «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото -66», Фрагменты передачи «Жить здорово» с Е. Малышевой. Тема 3. Кухня народов Европейского севера» (1 час) Семинар: Блюда кухни народов европейского Севера: литературно-географическое путешествие (1 час) Тема 4 Кухня тюркских народов (1 часа) Лекция: Кухня кочующих народов (0,25 часа). Практическая работа: Приготовление лепешек и степного чая. (0,75 часа) Тема 5. Кухня народов Северного Кавказа (1 час) Семинар: (1 час) Экскурсия в кафе «Белые ночи». Дегустация салатов из кавказской кухни. Работа с видеофильмом «Кавказская Пленница» Тема 6. Татарская кухня (1 час) Семинар: Отражение конфессиональных особенностей в традициях питания. Обряды, связанные с продуктами питания и особыми блюдами. (1 час)Работа с видеофильмом «Путешествие по Татарстану» Тема 7. Кухня моей семьи. Семейные традиции (2 часа) Семинар: Продукты питания моей семьи. (1 час) Творческая работа: Сопоставление традиционного и современного типов питания. Мое любимое блюдо. Составление правил здорового питания современного человека (1 час). Итоговое занятие (1 час) Итоговый зачет (1 час). Итоговый зачет в форме презентации мини-портфолио. Учебно-тематический план.
Требования к уровню подготовки школьников. Учащиеся должны знать/понимать: 1. Расовый и этнический состав народов России, Саратовской области. 2. Особенности образа жизни народов, связь их с природными условиями и проявление этих особенностей в типичном наборе продуктов питания, калорийности питания, технологий приготовления блюд, наборе кухонной утвари, правилах приема пищи. 3. Основные национальные блюда групп народов и распространение их в современной российской кухне, правила приготовления некоторых блюд. 4. Соблюдение правил приема пищи с позиций сохранения и укрепления здоровья и этических норм. Учащиеся должны уметь: 1. Показывать на карте основные регионы проживания народов и групп народов. 2. Работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать). 3. Вести личные наблюдения. 4. Проводить опрос населения. 5. Определять и сравнивать кухню народов России. 6. Работать в парах и группах, выполняя проектные задания, оформлять презентации, бережно относиться к музейным экспонатам.
Литература.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 604 | Загрузок: 27 | |
Всего комментариев: 0 | |