Солнечный свет на Земле. Влияние смены времён года на жизнь человека в Сибири.
Стекленёва С.Ю.
МОУ «СОШ им.Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
Учитель географии
География 5 класс
Тема. Солнечный свет на Земле. Влияние смены времён года на жизнь человека в Сибири.
Академический школьный учебник Полярная звезда. География 5-6 класс А.И. Алексеев.
Цель урока
|
Сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле, о следствиях движения Земли.
|
Задачи урока
|
Образовательные: сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле.
Развивающие: развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.
Воспитательные: воспитывать осознания себя частью природы, понимание зависимости человека от географических следствий движения Земли.
|
УУД
|
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из просмотра материалов ЦОР, определение основной информации, выведение следствий орбитального движения Земли.
Коммуникативные УУД: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
Планируемые результаты
|
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и времени:
- Знать – Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;
- Уметь – Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца, фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Определять высоту Солнца над горизонтом, продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года;
Личностные: формирование целостного мировоззрения;
- умение извлекать информацию из разных источников (ЦОР, учебник), умение пользоваться методами наблюдения, объяснения.
|
Основные понятия
|
Орбитальное движение Земли, день зимнего солнцестояния, день летнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, полярная ночь, тропики и полярные круги, высота солнца над горизонтом.
|
Межпредметные связи
|
Природоведение, окружающий мир,
математика.
|
Ресурсы урока
|
Интернет- ресурсы (ЦОР) – орбитальное движение Земли, учебник 5-6 класс линии «Полярная звезда» под .ред. Профессора А.И. Алексеева, географический атлас 5 класс, плакат «орбитальное движение Земли», рабочая тетрадь учащегося.
|
Формы урока
|
Групповая, парная, индивидуальная
|
Технологии
|
«Развитие критического мышления»
|
Дидактическая структура урока
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД:
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
|
Организационный момент. Этап мотивации.
Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала
Физкультминутка
Самостоятельной работы с самопроверкой
Рефлексия
Информация о домашнем задании
|
Включаются в деловой ритм урока.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Просмотр презентации
«Орбитальное движение Земли»;
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Демонстрация презентации
«Орбитальное движение Земли»:
|
Слушают учителя.
Просмотреть материалы ЦОР
|
Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца,
Географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года.
|
Л.
|
Чтение учебного материала учебника;
Смена деятельности
|
Побуждает учащихся ставить учебную задачу
Сменить деятельность
|
Определить 4
Главных
дня года;
|
Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности;
|
П., Р.
|
Обсуждение в группах особенностей 4 дней года.
|
Корректирует результаты обсуждения учащихся Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов
|
Определить особенности дней 22.06,22.12,
23.09,21.03.
|
Определять
географические следствия вращения Земли: смена дня и ночи, смена сезонов года.
|
К.
|
Оформление полученных результатов
Самооценивание
Записывают в дневник задание
|
Контролирует процесс оформления результатов обсуждения
Подводит итоги работы класса в целом.
Даёт комментарий к домашнему заданию.
|
Заполнить таблицу
«Орбитальное движение Земли»
|
Фиксировать особенности положения планеты в дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия.
солнцестояния, дни равноденствия.
|
П., Р.
Оценивание собственной деятельности на уроке
Р. Саморегулирование собственной деятельности при выполнении домашней работы
|
|