Понедельник, 06.05.2024, 02:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Главная » Файлы » Мои файлы

План-конспект урока по географии 7 класс. "Географическое положение Африки"
03.11.2014, 16:22

Тема урока. Географическое положение Африки.

Учитель: Стекленёва С.Ю.

География. 7 класс.

Цели и задачи урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи:

  • Образовательная:

формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;

изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;

  • Развивающая: развивать наблюдательность,  творческое мышление и познавательную активность учащихся.

продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

  • Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Оборудование

Технические средства:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран
  • песня «А – а – в Африке…»

Средства обучения

  • «География материков и океанов 7 класс»,  автор Коринская В. А, Душина И. В., Щенев В. А., изд. «Дрофа»
  • презентация;
  • Листы со схемой урока
  • Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»

Тип урока:   изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности:

Этапы и структура урока

этапы урока:

орг. момент – актуализация опорных знаний – изучение нового – практическая работа – домашнее задание – итог урока – оценивание

структура урока:

целеполагание и мотивация - актуализация опорных знаний - изучение нового материала – осмысление учебного материала – применение знаний на практике – закрепление – домашнее задание - итог

Методы обучения на уроке

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемные;
  • использование ИКТ.

Методы формирования сознания:

  • беседа;
  • рассказ.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуации новизны;

 

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

 

ХОД УРОКА

1Организационный момент.

Учитель Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. Покажите на карте, какие материки мы знаем, части света. А теперь мы посмотрим видеофильм и скажем, с каким материком мы начнем знакомиться сегодня.

 Видеофильм «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. Приложение № 1

Беседа:

А) О каком материке вы смотрели видеосюжет? (слайд №1 - тема урока)

Учитель.  Мы приступаем к изучению континента Африка.  (слайд №2)

Изучение любого материка ведется по плану:

1)Физико-географическое положение материка.

2)История открытия и исследования.

3)Рельеф и полезные ископаемые.

4)Климат.

5)Воды.

6)Почвы.

7)Природные зоны. Растительный и животный мир.

8)Население и страны.

Учитель природа любого материка разнообразна, как вы думаете, отчего будет она зависит? Значит с чего надо начинать изучать любой материк?

(с географического положения)

Б) Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке?  (Слайд№3 - цели урока)

В) Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Работа с учебником. Найдите ответ в своих учебниках на стр.110.

(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Г) Частью какого материка являлась Африка в далеком прошлом? (Гондвана)

2. Изучение нового материала.

Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.

Учитель: Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией.

Учитель: Ребята, а что вы знаете об Африке?

Показ слайдов № 4-7     в это время ученики рассказывают (опережающее задание)

Приложение №2

1 ученик:

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли.

 Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

2 ученик:

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Учитель: Давайте посмотрим в справочный материал об Африке.

Работа с атласом стр 24. Ученик читает

S материка без островов 29,22 млн. кв. км.

S материка с островами 30,32 млн. кв. км.

длина береговой линии 30,5 тыс. км.

высота:средняя – 750 м. максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро

минимальная – 153 м., озеро Ассаль.

Учитель: главная задача урока  – дать характеристику ФГП Африки по  плану, делая записи и работая с контурной картой, используя информацию учебника

Работа с учебником: на с.311 найдите:  «план описания географического положения материка»  (ученик читает план)

Физминутка под музыку и песню «А – а – в Африке….»

Практическая работа: (слайд №8 - 9)

Используя план учебника на с.311, атлас стр.2-3, 24, 12, дать характеристику ГП Африки и сделать записи на листочках, в конце урока сдать работы

Подпишите листочки, дату, тему урока.

Учитель работу выполняем в парах, т. е помогаете друг другу.

Ученики в парах выполняют сам работу.

Приложение №3

Ф. И.   ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дата:   -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------

Тема:  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в  ------------------------------------ полушарии,

меньшей частью в  ------------------------------------------ полушарии.

Б) относительно тропиков:

проходит через   ----------------------------- тропик  и через  --------------------------- ----  тропик;

В) относительно нулевого меридиана:   в   ---------------------------------------- полушарии.

2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)

Крайние точки

широта

долгота

С -  мыс Бен - Сека

 

 

Ю – мыс Игольный

 

 

З – мыс Альмади

 

 

В – мыс Рас - Хафун

 

 

 

Протяженность с севера на юг по 20 меридиану

Алгоритм определения протяженности: (слайд № 11, 12)

            Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

            32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

             670 x 111,3 км. 7457,1 км.

 Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

  ------------- + --------- =  -----------;

В километрах:   --------------0   х 109 км =   -------------- км

3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа  (слайд  №13)

Экваториальный,  2  ----------------------------------------,  2 тропических,  2 ------------------------------------------

4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:

С запада омывает океан   ------------------------------------------------- , с востока  ----------------------------------------

 На севере омывает море  ------------------------------------------------, на северо – востоке  ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к  ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от  ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос

Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели?

Общий вывод по теме (слайд №15)

  1. Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.

  2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади.            3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.

  4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

  5. Самый большой залив – Гвинейский.

  6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские,   о. Зеленого Мыса

    самый крупный полуостров Сомали.

  7. Африка имеет слабоизрезанную   береговую линию.

Приём «Синквейн» (слайд№17)

Учитель: Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

  1. Африка
  2. Древнейшая, жаркая
  3. Находится, омывается, добывают
  4. Африка – это загадка!
  5. Материк

Д. з. п.24, учить номенклатуру, отметить на к.к объекты ГП

 (слайд №17,18)

Рефлексия у вас на листочках изображена фигура, дорисуйте на ней

с каким настроением вы уходите с урока.

В клеточке поставьте себе оценку.

Сдайте листочки.

Спасибо за работу.  До свидания.

 

 

Приложение № 3

Ф. И.   ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дата:   -------------------------------------------------------- -------------------------------------------------

Тема:  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в  ------------------------------------ полушарии,

меньшей частью в  ------------------------------------------ полушарии.

Б) относительно тропиков:

проходит через   ----------------------------- тропик  и через  --------------------------- ----  тропик;

В) относительно нулевого меридиана:   в   ---------------------------------------- полушарии.

 

2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)

Крайние точки

широта

долгота

С -  мыс Бен - Сека

 

 

Ю – мыс Игольный

 

 

З – мыс Альмади

 

 

В – мыс Рас - Хафун

 

 

 

Протяженность с севера на юг по 20 меридиану

Алгоритм определения протяженности: (слайд № 11, 12)

            Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

            32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

             670 x 111,3 км. 7457,1 км.

 Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

  ------------- + --------- =  -----------;

В километрах:   --------------0   х 109 км =   -------------- км

 

3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа  (слайд  №13)

Экваториальный,  2  ----------------------------------------,  2 тропических,  2 ------------------------------------------

 

4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:

С запада омывает океан   ------------------------------------------------- , с востока  ----------------------------------------

 На севере омывает море  ------------------------------------------------, на северо – востоке  ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к  ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от  ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

 

 

 

 

Приложение №2

1 ученик:

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли.

 Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

 

 

 

 

 

2 ученик:

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

Тема моего урока «Географическое положение Африки».

Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.

Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение.

На уроке мною были использованы следующие технологии: информационные, здоровьесберегающие, тестовые. Дифференцированный подход в работе позволил каждому ребёнку определить для себя темп и объём работы.

Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы опроса: устные, письменные, графические, практические. При опросе все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся.

Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся.

Объяснение нового материала базировалось на помощи класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. На уроке велась работа с учебником, дополнительной литературой. При выполнении практической работы использовался полученный опыт учащихся на предыдущих уроках.

На уроке прослеживались межпредметные связи : литература, биология,  математика.

Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение, анализ, доказательство, построение выводов.

Время на реализацию разных этапов урока было спланировано правильно.

Вывод: считаю, что мои приёмы обучения применялись на уроке в логической последовательности.  Поставленная мной цель урока полностью достигнута. Все задания полностью выполнены.  Ребята были мотивированы и вовлечены в деятельность. Взаимодействие во время работы было активным и продуктивным. Ход урока имел чёткую структуру. Ребята продемонстрировали хорошие результаты урока.

Категория: Мои файлы | Добавил: 1975swsw1975 | Теги: Материк, африка
Просмотров: 3561 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar