Главная » Файлы » Мои файлы |
03.11.2014, 16:22 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока. Географическое положение Африки. Учитель: Стекленёва С.Ю. География. 7 класс. Цели и задачи урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Задачи:
формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки; изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;
продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.
Оборудование Технические средства:
Средства обучения
Тип урока: изучение нового материала Формы организации учебной деятельности: Этапы и структура урока этапы урока: орг. момент – актуализация опорных знаний – изучение нового – практическая работа – домашнее задание – итог урока – оценивание структура урока: целеполагание и мотивация - актуализация опорных знаний - изучение нового материала – осмысление учебного материала – применение знаний на практике – закрепление – домашнее задание - итог Методы обучения на уроке Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы формирования сознания:
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
ХОД УРОКА 1Организационный момент. Учитель Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. Покажите на карте, какие материки мы знаем, части света. А теперь мы посмотрим видеофильм и скажем, с каким материком мы начнем знакомиться сегодня. Видеофильм «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. Приложение № 1 Беседа: А) О каком материке вы смотрели видеосюжет? (слайд №1 - тема урока) Учитель. Мы приступаем к изучению континента Африка. (слайд №2) Изучение любого материка ведется по плану: 1)Физико-географическое положение материка. 2)История открытия и исследования. 3)Рельеф и полезные ископаемые. 4)Климат. 5)Воды. 6)Почвы. 7)Природные зоны. Растительный и животный мир. 8)Население и страны. Учитель природа любого материка разнообразна, как вы думаете, отчего будет она зависит? Значит с чего надо начинать изучать любой материк? (с географического положения) Б) Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке? (Слайд№3 - цели урока) В) Мы в Африку с вами отправимся ныне, (от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.) Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный. С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия. Г) Частью какого материка являлась Африка в далеком прошлом? (Гондвана) 2. Изучение нового материала. Нас ждет замечательный материк Учитель: Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией. Учитель: Ребята, а что вы знаете об Африке? Показ слайдов № 4-7 в это время ученики рассказывают (опережающее задание) Приложение №2 1 ученик: Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см. 2 ученик: Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить. Учитель: Давайте посмотрим в справочный материал об Африке. Работа с атласом стр 24. Ученик читает S материка без островов 29,22 млн. кв. км. S материка с островами 30,32 млн. кв. км. длина береговой линии 30,5 тыс. км. высота:средняя – 750 м. максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро минимальная – 153 м., озеро Ассаль. Учитель: главная задача урока – дать характеристику ФГП Африки по плану, делая записи и работая с контурной картой, используя информацию учебника Работа с учебником: на с.311 найдите: «план описания географического положения материка» (ученик читает план) Физминутка под музыку и песню «А – а – в Африке….» Практическая работа: (слайд №8 - 9) Используя план учебника на с.311, атлас стр.2-3, 24, 12, дать характеристику ГП Африки и сделать записи на листочках, в конце урока сдать работы Подпишите листочки, дату, тему урока. Учитель работу выполняем в парах, т. е помогаете друг другу. Ученики в парах выполняют сам работу. Приложение №3 Ф. И. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дата: -------------------------------------------------------- ------------------------------------------------- Тема: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии, меньшей частью в ------------------------------------------ полушарии. Б) относительно тропиков: проходит через ----------------------------- тропик и через --------------------------- ---- тропик; В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии. 2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)
Протяженность с севера на юг по 20 меридиану Алгоритм определения протяженности: (слайд № 11, 12) Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) 32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану 670 x 111,3 км. 7457,1 км. Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш: ------------- + --------- = -----------; В километрах: --------------0 х 109 км = -------------- км 3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа (слайд №13) Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------ 4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния: С запада омывает океан ------------------------------------------------- , с востока ---------------------------------------- На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ………………. Гвинейский залив расположен к ………….. от материка. Самый большой остров близ берегов Африки……………….. Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ……………….. Самый большой полуостров Африки ……………………
Учитель: наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопрос Какая цель стояла перед нами, достигли мы этой цели? Общий вывод по теме (слайд №15)
2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади. 3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив. 4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским. 5. Самый большой залив – Гвинейский. 6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские, о. Зеленого Мыса самый крупный полуостров Сомали. 7. Африка имеет слабоизрезанную береговую линию. Приём «Синквейн» (слайд№17) Учитель: Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное. Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение) 1 строка – тема (одно существительное);
Д. з. п.24, учить номенклатуру, отметить на к.к объекты ГП (слайд №17,18) Рефлексия у вас на листочках изображена фигура, дорисуйте на ней с каким настроением вы уходите с урока. В клеточке поставьте себе оценку. Сдайте листочки. Спасибо за работу. До свидания.
Приложение № 3 Ф. И. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дата: -------------------------------------------------------- ------------------------------------------------- Тема: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии, меньшей частью в ------------------------------------------ полушарии. Б) относительно тропиков: проходит через ----------------------------- тропик и через --------------------------- ---- тропик; В) относительно нулевого меридиана: в ---------------------------------------- полушарии.
2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) (подсказка слайд № 10)
Протяженность с севера на юг по 20 меридиану Алгоритм определения протяженности: (слайд № 11, 12) Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) 32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану 670 x 111,3 км. 7457,1 км. Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш: ------------- + --------- = -----------; В километрах: --------------0 х 109 км = -------------- км
3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа (слайд №13) Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------
4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния: С запада омывает океан ------------------------------------------------- , с востока ---------------------------------------- На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ………………. Гвинейский залив расположен к ………….. от материка. Самый большой остров близ берегов Африки……………….. Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ……………….. Самый большой полуостров Африки ……………………
Приложение №2 1 ученик: Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.
2 ученик: Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.
Самоанализ урока Тема моего урока «Географическое положение Африки». Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал. Урок состоял из трёх частей, каждая из которых имела своё назначение. На уроке мною были использованы следующие технологии: информационные, здоровьесберегающие, тестовые. Дифференцированный подход в работе позволил каждому ребёнку определить для себя темп и объём работы. Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы опроса: устные, письменные, графические, практические. При опросе все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся. Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся. Объяснение нового материала базировалось на помощи класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. На уроке велась работа с учебником, дополнительной литературой. При выполнении практической работы использовался полученный опыт учащихся на предыдущих уроках. На уроке прослеживались межпредметные связи : литература, биология, математика. Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение, анализ, доказательство, построение выводов. Время на реализацию разных этапов урока было спланировано правильно. Вывод: считаю, что мои приёмы обучения применялись на уроке в логической последовательности. Поставленная мной цель урока полностью достигнута. Все задания полностью выполнены. Ребята были мотивированы и вовлечены в деятельность. Взаимодействие во время работы было активным и продуктивным. Ход урока имел чёткую структуру. Ребята продемонстрировали хорошие результаты урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3561 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |