Главная » Файлы » Мои файлы |
24.08.2014, 12:19 | |
Стекленёва Светлана Юрьевна Учитель географии МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое».
География, единственный школьный предмет, который формирует целостное, комплексное и системное представление о Земле, как планете людей. Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье учащихся. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. С целью сохранения психического и физического здоровья обучающихся в практике своей работы реализую следующие задачи: - создать условия для успешного воспитания и обучения детей через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий; - создать благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке. Ожидаемыми результатами для обучающихся являются следующие: - наличие познавательных мотивов; - высокий уровень учебной мотивации; - оптимальный уровень школьной тревожности. Структурными элементами моих уроков выступают: - приветствие; - опрос самочувствия; - оздоровительные упражнения; - рефлексия; - прощание. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках географии реализую по следующим направлениям: - обучающее; - профилактическое; - оздоровительное. Исследованиями учёных установлено: воспитание без движения – это развитие ребёнка в режиме глубокого расслабления и угасания воли. Длительное сидячее положение тела вызывает резкое утомление учащихся, даже не связанное с умственной работой. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной работы, сидячего положения тела. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. При подготовке к уроку учитель должен учитывать:
С точки зрения здоровья школьников, следует обратить внимание на следующие аспекты урока географии:
Число используемых видов учебной деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, практические занятия, тесты).
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося. В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
Огромное положительное влияние оказывают физкультминутки на учебную деятельность. Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся. Как бы ни был интересен урок, после 20-25 мин. от начала урока, у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Главные требования к ведению физкультминуток на уроках:
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутки, имеющие географическую направленность. «Мировой океан» А над морем чайки кружат «Ветер» Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться. «Воображаемое путешествие по карте». Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза. «Найдём ошибку вместе». Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий. Школьники с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя). При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Игра - один из видов активной деятельности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов, нейтрализует чувство тревоги, создаёт ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки– путешествия. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия. Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть: - Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика». - Урок в 7 классе на тему «Япония». Вот такие ответыполучаем: 2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
Использование перечисленных приёмов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности. Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к следующим результатам: - значительно снизились показатели тревожности, утомляемости полученные при психологической диагностике обучающихся 5 классов в начале учебного года; - повысился познавательный интерес к предмету, успеваемость и качество обучения; - исчезла проблема учебной дисциплины. Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков - это повышение уровня физического и социального здоровья детей. Дети после такого урока проявляют хорошие умственные способности, любознательность, физически хорошо себя чувствуют. У них появляется мотивация к учебной деятельности: интерес к знаниям, интерес к изучаемому материалу. Список литературы. 1. Журнал «География в школе» №7/ 2005. 2. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа - М.: Просвещение, 1988. 3. Шапцева Н.Н. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н. Шапцева, 2009. Приложение. Яндекс-диск. Презентация с рабочим материалом: http://yadi.sk/d/60nlmpWXRy5D4
| |
Просмотров: 940 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |