Урок географии в 8 классе «Лесные зоны России»
Учитель: Стекленёва С.Ю.
Тип урока: рефлексия.
Цели и задачи урока:
- Повторить и закрепить отличительные признаки лесной зоны, причины различия лесных зон России, особенности природы и взаимосвязи компонентов природы.
- Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднительного положения на основе рефлексивного самоанализа.
Оборудование: карта «Природные зоны России», картины лесных зон, презентация.
Ход урока:
1.Мотивация к
коррекционной деятельности.
|
Показ фрагмента видеофильма о лесной зоне России.
- Какую природную зону мы с вами изучили?
- Лесная зона.
- Какие две природные зоны умеренного пояса образуют леса России?
- Тайга и зона смешанных и широколиственных лесов.
- Чем различаются друг от друга природные зоны?
- Составляющими её компонентами природы.
- Перечислите основные компоненты природы.
- Рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир.
Мы изучили с вами лесную природную зону России. Можете ли вы утверждать, что хорошо усвоили данную тему? Необходимо проверить уровень усвоения знаний.
- Верно, сегодня мы будем анализировать уровень усвоения полученных знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас?
- Проверить уровень знаний по теме, отличительные признаки лесной зоны, компоненты природы её составляющие.
- А если есть затруднения?
- Определить причины затруднений, научиться их устранять.
Познакомимся с планом урока (слайд 2) и приступим к работе.
|
2.Актуализация
знаний
|
- Мы с вами выяснили, что лесная зона делиться на две части, какие?
- Зона тайги и смешанные и широколиственные леса.
- Назовите характерные черты зоны тайги.
- Охарактеризуйте кратко зону смешанных и широколиственных лесов.
Приступим к выполнению самостоятельной работы «Перепутанные логические цепочки» Для чего мы будем выполнять данную работу?
- Чтобы проверить уровень своих знаний по теме.
Работать будем по карточкам с самостоятельной работой №1.
Работа выполняется по вариантам: 1 вариант выписывает признаки характерные для природной зоны тайги; 2 вариант – для смешанных и широколиственных лесов. (5 – 7 минут)
Работа завершена, что нам необходимо сделать?
- Провести проверку.
- Как будем фиксировать результат?
- Если верно ставим «+», если неверно «_».
Алгоритм проверки выносится на экран (слайд 3)
Тайга – 1,3,5,6,7,9,10,11,15. (1 вариант)
Смешанные и широколиственные леса – 2,4,12,13,14 (2 вариант)
|
3.Локализация индивидуальных затруднений по образцу
|
Вы проверили работу по образцу, что вы выяснили?
Есть ли у нас затруднения при определении природных зон.
- Что необходимо сделать?
- Доработать и устранить причины затруднений.
- Для этого обратимся к таблицам в тетради, при необходимости,- к учебнику и картам атласа.
|
4.Коррекция
выявленных затруднений
|
- У кого данное задание вызвало затруднение? (поднимите руки)
- Определение, каких природных компонентов вызвало затруднения?
- Почему у вас возникли затруднения при выполнении этого задания?
- Кто все задания выполнил без ошибок? (поднимите руки)
- Что вам следует делать дальше?
- Будем выполнять более сложные задания, будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной сложности.
|
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
|
Вы выяснили и самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод?
- Необходимо закрепить полученные знания по ПЗ. Уметь различать природные компоненты зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.
|
6. Самостоя-
тельная работа с самопроверкой по эталону.
|
- Что для этого мы должны сделать?
- Выполнить новые задания, проверить уровень усвоения знаний.
Выдается самостоятельная работа №2, после её выполнения,- алгоритм проверки. (разноуровневые задания) (5 – 7 минут)
В самостоятельной работе №2 выполняете только те задания, которые вызвали затруднения (по ПК: растительность, животный мир, почвы, рельеф, воды). Используют эталоны для самопроверки ( тетради, учебники, атласы).
- Кому удалось справиться с затруднениями?
- Что осталось непонятным?
|
7. Включение в систему знаний и повторение.
|
Сегодня на уроке мы научились применять знания по характеристике лесной зоны России. Для закрепления предлагаю выполнить следующие задания (слайд 4):
. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)
2. В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (нет).
3. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).
4. В степях серые лесные почвы (нет).
5. Главнейшее богатство тайги – древесина (да).
6. Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).
7. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).
8. В настоящее время степи в основном распаханы (да).
9. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).
10. Поверхностный сток в степях незначительный (да).
11. В высокогорьях преобладают широколиственные породы (нет).
12. В зоне Средней Сибири преобладают темнохвойные породы (нет).
13. В зоне тундры водятся олени (да).
14. В зоне степей водятся грызуны (да).
Задания выполняются фронтально, с проговариванием результатов.
|
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
|
- Какова была цель урока?
- Повторить и закрепить отличительные признаки зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.
- Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки?
- Найти, выяснить, в чем причина и устранить.
- Как исправляли ошибки?
- Выполняли подобные задания.
- Над чем работали те, кто не допустил ошибок в первой работе?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Заполняют карточки для этапа рефлексии (слайд 5)
После заполнения карточек анализируется самооценка учащихся.
Домашнее задание (слайд 6): параграф 30, вопросы после параграфа,
составить письмо путешественника с описанием природы лесной зоны, образ лесной зоны в творчестве.
|
Самостоятельная работа №1.
- Эта природная зона занимает самую большую площадь.
- 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
- Средняя температура января достигает -40 С.
- Почвы дерново- подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
- Почвы подзолистые.
- В природной зоне деревья образуют один ярус.
- Мало певчих птиц.
- Деревья более хладоустойчивы.
- Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
- Древесина – главное богатство этой зоны.
- В зоне много болот.
- Условия зоны более благоприятны для земледелия.
- Эта зона отсутствует в Сибири.
- Средняя температура января изменяется от -4 до -16 С.
- Хищники зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.
______________________________________________________________________________
*Задания для учеников, не допустивших ошибок.
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
- Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
- Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
- Назовите самую распространенную породу деревьев в России?
- Как животные приспособились к условиям тайги?
- Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?
______________________________________________________________________________
Эталон для самопроверки ученикам, не допустившим ошибок.
- Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.
- Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев; более длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.
- Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами , множество представителей флоры и фауны Китая, Кореи и Японии.
- Лиственница.
- Спячка, линька, запасы пищи на зиму.
- Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы.
Карточка для этапа рефлексии.
- Фамилия Имя _____________________________________________
- У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок________________________
- Я допускал ошибки в первой самостоятельно работе (указать количество)________
- Я исправил ошибки в процессе работы над ними __________________
- Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой_____________
- Во второй самостоятельно работе я допустил ошибки (указать количество)________
- Я выполнил дополнительное задание _______________________
- В дополнительном задании я допустил ошибки____________________
- Мне необходимо поработать над ____________________
________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №2
Компоненты природы
|
задания
|
- Климат
|
|
- Воды
|
|
- Почвы
|
|
- Растительность
|
|
- Животный мир
|
|
|