Пятница, 07.02.2025, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока по географии. 8 класс. Лесные зоны России.
08.01.2015, 13:06

Урок географии в 8 классе «Лесные зоны России»

 

Учитель: Стекленёва С.Ю.

Тип урока: рефлексия.

Цели и задачи урока:

  1. Повторить и закрепить отличительные признаки лесной зоны, причины различия лесных зон России, особенности природы и взаимосвязи компонентов природы.
  2. Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднительного положения на основе рефлексивного самоанализа.

Оборудование: карта «Природные зоны России», картины лесных зон, презентация.

 

 

 

Ход урока:

 

1.Мотивация к

коррекционной деятельности.

Показ фрагмента видеофильма о лесной зоне России.

- Какую природную зону мы с вами изучили?

- Лесная зона.

- Какие две природные зоны умеренного пояса образуют леса России?

- Тайга и зона смешанных и широколиственных лесов.

- Чем различаются друг от друга природные зоны?

- Составляющими её компонентами природы.

- Перечислите основные компоненты природы.

- Рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир.

Мы изучили с вами лесную природную зону России. Можете ли вы утверждать, что хорошо усвоили данную тему? Необходимо проверить уровень усвоения знаний.

- Верно, сегодня  мы будем анализировать уровень усвоения полученных знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас?

- Проверить уровень знаний по теме, отличительные признаки лесной зоны, компоненты природы её составляющие.

- А если есть затруднения?

- Определить причины затруднений, научиться их устранять.

Познакомимся с планом урока (слайд 2) и приступим к работе.

 

2.Актуализация

знаний

- Мы с вами выяснили, что лесная зона делиться на две части, какие?

- Зона тайги и смешанные и широколиственные леса.

- Назовите характерные черты зоны тайги.

- Охарактеризуйте кратко зону смешанных и широколиственных лесов.

Приступим к выполнению самостоятельной работы «Перепутанные логические цепочки» Для чего мы будем выполнять данную работу?

- Чтобы проверить уровень своих знаний по теме.

Работать будем по карточкам с самостоятельной работой №1.

Работа выполняется по вариантам: 1 вариант выписывает признаки характерные для природной зоны тайги; 2 вариант – для смешанных и широколиственных лесов. (5 – 7 минут)

Работа завершена, что нам необходимо сделать?

- Провести проверку.

- Как будем фиксировать результат?

- Если верно ставим «+», если неверно «_».

Алгоритм проверки выносится на экран (слайд 3)

Тайга – 1,3,5,6,7,9,10,11,15. (1 вариант)

Смешанные и широколиственные леса – 2,4,12,13,14 (2 вариант)

 

3.Локализация индивидуальных затруднений по образцу

Вы проверили работу по образцу, что вы выяснили?

Есть ли у нас затруднения при определении природных зон.

- Что необходимо сделать?

- Доработать и устранить причины затруднений.

- Для этого обратимся к таблицам в тетради, при необходимости,- к учебнику и картам атласа.

 

4.Коррекция

выявленных затруднений

- У кого данное задание вызвало затруднение? (поднимите руки)

- Определение, каких природных компонентов вызвало затруднения?

- Почему у вас возникли затруднения при выполнении этого задания?

- Кто все задания выполнил без ошибок? (поднимите руки)

- Что вам следует делать дальше?

- Будем выполнять более сложные задания, будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной сложности.

 

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Вы выяснили и самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод?

- Необходимо закрепить полученные знания по ПЗ. Уметь различать природные компоненты зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.

 

6. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что для этого мы должны сделать?

- Выполнить новые задания, проверить уровень усвоения знаний.

Выдается самостоятельная работа №2, после её выполнения,- алгоритм проверки. (разноуровневые задания) (5 – 7 минут)

В самостоятельной работе №2 выполняете только те задания, которые вызвали затруднения (по ПК: растительность, животный мир, почвы, рельеф, воды). Используют эталоны для самопроверки ( тетради, учебники, атласы).

- Кому удалось справиться с затруднениями?

- Что осталось непонятным?

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Сегодня на уроке мы научились применять знания по характеристике лесной зоны России. Для закрепления предлагаю выполнить следующие задания (слайд 4):

. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)

2. В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (нет).

3. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

4. В степях серые лесные почвы (нет).

5. Главнейшее богатство тайги – древесина (да).

6. Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).

7. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

8. В настоящее время степи в основном распаханы (да).

9. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).

10. Поверхностный сток в степях незначительный (да).

11. В высокогорьях преобладают широколиственные породы (нет).

12. В зоне Средней Сибири преобладают темнохвойные породы (нет).

13. В зоне тундры водятся олени (да).

14. В зоне степей водятся грызуны (да).

Задания выполняются фронтально, с проговариванием результатов.

 

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какова была цель урока?

- Повторить и закрепить отличительные признаки зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.

- Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки?

- Найти, выяснить, в чем причина и устранить.

- Как исправляли ошибки?

- Выполняли подобные задания.

- Над чем работали те, кто не допустил ошибок в первой работе?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Заполняют карточки для этапа рефлексии (слайд 5)

После заполнения карточек анализируется самооценка учащихся.

Домашнее задание (слайд 6): параграф 30, вопросы после параграфа,

составить письмо путешественника с описанием природы лесной зоны, образ лесной зоны в творчестве.

 

 

Самостоятельная работа №1.

 

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.
  2. 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
  3. Средняя температура января достигает -40 С.
  4. Почвы дерново- подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
  5. Почвы подзолистые.
  6. В природной зоне деревья образуют один ярус.
  7. Мало певчих птиц.
  8. Деревья более хладоустойчивы.
  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
  10.  Древесина – главное богатство этой зоны.
  11. В зоне много болот.
  12. Условия зоны более благоприятны для земледелия.
  13. Эта зона отсутствует в Сибири.
  14. Средняя температура января изменяется от -4 до -16 С.
  15. Хищники зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

______________________________________________________________________________

 

*Задания для учеников, не допустивших ошибок.

 

  1. Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
  2. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
  3. Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
  4. Назовите самую распространенную породу деревьев в России?
  5. Как животные приспособились к условиям тайги?
  6. Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?

______________________________________________________________________________

 

Эталон для самопроверки ученикам, не допустившим ошибок.

 

  1. Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.
  2. Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев; более длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.
  3. Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами , множество представителей флоры и фауны Китая, Кореи и Японии.
  4. Лиственница.
  5. Спячка, линька, запасы пищи на зиму.
  6. Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы.

Карточка для этапа рефлексии.

 

  1. Фамилия Имя _____________________________________________
  2. У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок________________________
  3. Я допускал ошибки в первой самостоятельно работе (указать количество)________
  4. Я исправил ошибки в процессе работы над ними __________________
  5. Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой_____________
  6. Во второй самостоятельно работе я допустил ошибки (указать количество)________
  7. Я выполнил дополнительное задание _______________________
  8. В дополнительном задании я допустил ошибки____________________
  9. Мне необходимо поработать над ____________________

 

 

________________________________________________________________________________

 

 

Самостоятельная работа №2

 

 

Компоненты природы

задания

  1. Климат

 

  1. Воды

 

  1. Почвы

 

  1. Растительность

 

  1. Животный мир

 

Категория: Мои файлы | Добавил: 1975swsw1975 | Теги: растительность, лес
Просмотров: 2524 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar