Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (220.5 Kb) ] | 01.09.2014, 22:58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка
В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие направления. Это позволяет реализовать базисный учебный план. Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края. Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания. Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину. При изучении данного курса «В мире географии» школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка. У школьников создаются условия для формирования и развития: * интереса к географии и смежным наукам; * умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания; * творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ. Новизна программы - на данный момент она не имеет аналогов, т.к. сочетает в себе комплексный подход. Программа рассчитана на обучение детей в течение года. В объединение набираются все желающие учащиеся от 11 до 12 лет независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет от 12 до 20. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академическому ч. (по 45 минут каждый). Программа предполагает групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году - 68 ч. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Задачи: Образовательные:
Развивающие: 1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей. Воспитательные:
Методы работы
Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия,конкурсы.
Учебно-тематический план
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «В мире географии». Инструктаж по технике безопасности Тема 2. План и карта Саратовской области (9 часов) Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет. Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности) Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам. Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.
Тема 3. Особенности географического положения Саратовской области, Духовницкого района. (4 ч.) Основные понятия: географическое положение, географические координаты. Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов. Содержание темы: Расположение области, района на материке, части света, Восточно – Европейской равнине. Географическое положение Саратовской области. Духовницкого района. Географические координаты. Решение задач по географическим координатам Практические занятия: Анализ административной и физической карты Саратовской области. Тема 4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области. (9 ч) Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы. Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия. Содержание темы: предмет изучения минералогии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения. Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки. Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды области. (16 часа) Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга. Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию. Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки области, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления. Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. Определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над фотовыставкой « от Капельки до водоёма» Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир Саратовской области. (8 часа). Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Саратовской области Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу. Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности. Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 7. Население Саратовской области, Духовницкого района. (7 ч) Основные понятия: миграция, национальный состав. Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования. Содержание темы: История заселения. Численность населения Саратовской области. Национальный состав города. Миграции населения. Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам. Тема 8. Р.п. Духовницкое. ФГП. (10 ч) Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования. Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности посёлка. занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах». Повторение (4ч) Анализ карт Саратовской области. Повторение. Географическое положение области. Повторение. Природа области. Повторение. Население области.
Планирование исследовательской деятельности учащихся
Средства обучения
Дидактическое обеспечение
Способы проверки результатов работы -выставки -учебно-исследовательские конференции, конкурсы -олимпиады
Ожидаемые результаты и их проверка
Учащиеся должны знать - основные термины и понятия минералогии, петрографии; -основные виды туризма; -основные методы ориентирования на местности; -основные виды растений и животных родного края; -правила ведения наблюдений, полевых исследований; -особо охраняемые территории и памятники природы родного края; -историю образования и развития города;
Должны уметь -выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы; -проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе; -оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье); -различать памятники природы; -ориентироваться на местности по компасу и местным признакам; -различать охраняемые растения и животных Южного Урала; -работать с литературой; -применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родин
Список литературы
Познавательная литература для учащихся
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 882 | Загрузок: 28 | |
Всего комментариев: 0 | |