Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (106.5 Kb) ] | 05.07.2015, 12:36 | |||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по географии 2004, на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.В. Кима, В.И. Сиротина. Адаптированная программа предназначена для изучения курса география России. Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представления о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путём изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обуславливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии. Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и посёлка. Одной из задач курса – подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но ещё в большей степени – к экономической, социальной и культурной). Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям: а)очеловечивание раздела о природе России: например, в теме о лесном комплексе присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке;
б) формирование «образов мест» России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве, об отражении специфики регионов в литературе, искусстве; в) насыщение большинства сюжетов историческим материалом – раскрытие того, как по–разному россияне приспосабливались к различным условиям среды и как меняли их, как менялась место каждого района России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. В 9 классе изучается – «Хозяйство и географические районы» , которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России», «Районы России». При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России. В разделе «Районы России» изучаются европейские и азиатские части России. Направления в содержании данного раздела: 1) формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счёт комплексной (физико -, экономико -, социально - и культурно – географической) характеристики; 2) углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет использовать метод сравнения при изучении разных районов. В заключении рассматриваются внешние экономические связи нашей страны, особенности её взаимоотношений с соседними государствами, раскрываются существенные и перспективные хозяйственные и социальные связи с этими государствами. Адаптированная программа для 9 класса построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых).
Учебно - тематическое планирование по географии Класс 9 «а», «б». Учитель Стекленёва С.Ю. Количество часов Всего 68, в неделю 2 часа Плановых контрольных уроков ч. Административных контрольных уроков ч. Планирование составленона основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Э.Д. Кима, В.И. Сиротина. Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. Учебник: География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – 11 е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 268. (2) с.: ил., карт.
Содержание тем учебного курса по географии 9 класс. География России. Отечествоведение. Хозяйство и географические районы. Раздел I Хозяйство России (20 часов) Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства России. Географическое районирование. Тема 2. Главные отраслевые и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Животноводство, его структура. Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Лесной комплекс. Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная промышленность, газовая промышленность, угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно – промышленный комплекс. Химическая промышленность. Транспортный комплекс. Отличительные особенности транспортной сети страны. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда. Обобщающий урок по разделу «Хозяйство России». Практические работы. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа карт. Основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Раздел II Районы России (44 часа) Тема 1. Европейская часть России. Восточно – Европейская равнина. Волга. Центральная Россия. Центральный район, его особое значение в жизни России. Москва – столица России. Города Центрального района, их типы. Центрально – Чернозёмный район. Волго – Вятский район. Северо – Запад. Санкт – Петербург, его основание и этапы развития. Калининградская область. Анклавное географическое положение. Европейский Север. Географическое положение и особенности природы. Поволжье. Географическое положение. Этническая и культурная неоднородность района. ЭГП саратовской области. Население Саратовской области. Промышленность Саратовской области. Сельское хозяйство саратовской области. Транспорт Саратовской области. Обобщающий урок по ЭГХ Саратовской области. Северный Кавказ. Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Южные моря России. Урал как природный и как экономический район. Этапы освоения и развития хозяйства Урала. Крупнейшие города. Охрана природы. Обобщение знаний по западным районам России. Тема 2. Азиатская часть России. Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические моря. Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири. Западная Сибирь. Особенности природы. Хозяйство района. Восточная Сибирь. Природные условия. Байкал – жемчужина России. Хозяйство Восточной Сибири. Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана. Население района. Хозяйство района. Общие черты и проблемы восточных районов. Обобщение знаний по разделу «Районы России». Практические работы. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путём. Сравнительная оценка двух городов по транспортно – географическому положению, хозяйственной роли в жизни страны. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК. Повторение. Россия в мире (4 часа) Россия в мире. Подготовка к ОГЭ. Внешние экономические связи России. Россия и сопредельные государства. Россия на карте мира.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
В результате изучения географии ученик 9 класса должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
.
Перечень учебно-методического обеспечения. Наглядные пособия.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 535 | Загрузок: 18 | |
Всего комментариев: 0 | |