Главная » Файлы » Мои файлы |
18.09.2014, 17:52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ВВЕДЕНИЕ «География для всех не только звук! География - опора и основа всех наук!» Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Школьная география обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы и вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика. С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий, разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества». ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу, активизирует познавательную деятельность учащихся. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии с необходимо вызывать положительные эмоции у учащихся, привлечь их внимание, заинтересовать. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются видимой красотой природы. Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные технологии. Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей я на уроках применяю различные компьютерные программы. В зависимости от целей и задач урока, информационные технологии я использую для изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организуются мной на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала я использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образовательные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментариями диктора. Для подготовки тематических презентаций по географии я использую программу POWER POINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Так же я использую ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, при разработке дифференцированных индивидуальных заданий и т.д. Основная идея моей работы заключается в том, чтобы показать преимущества применения ИКТ на уроках географии и проанализировать результаты своей работы по данной технологии.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава1. Применение ИКТ в преподавании географии
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни- неотьемлимая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв меду требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые реализует школа. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета я использую следующие виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы - ориентированны преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся. 2. Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемых уже усвоен. 3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. 4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать друг на друга», компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся. 5. Имитационные и моделирующие программы предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер. 6. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 7. Мультимедиа-учебники- комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Когда я на уроках использую компьютерные технологии, этодаёт возможность доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (настенные карты, картины, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) хранятся мной в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при необходимости выводить на большой экран. Применение компьютера в обучении позволяет мне управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае я строю обучение в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков стараюсь оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения. Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, преподавателями географического факультета МПГУ уже разработана целая серия мультимедийных учебников по всем школьным курсам географии. Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников позволяет мне расширить возможности обучения географии. Средства цифровых образовательных ресурсов позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает мой опыт, применение данных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Таким образом, итогом применения информационных компьютерных технологий на уроках географии является
В своей работе выделяю три основных формы работы с ИКТ по географии:
Основные требования к уроку с использованием ИКТ
В книге американского педагога Филиппа С.Шлехта «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог: - Что вы хотите от школы? - Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Компьютерные технологии дают для этого огромные возможности. Специфика географии как науки заключается в том, что она содержит огромный объем материала. В моём учебном процессе применение ИКТ на уроке позволяет детям:
Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский. При планировании урока я использую принципы конструирования урока:
Принцип системности даёт мне возможность постоянного расширения, это элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи. Урок - единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно - информационные средства, учебный материал), многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов. Принцип развития предполагает возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения. Принцип информативности подразумевает использование средств ИКТ в плане развития личности обучаемого, формирование у учащихся информационной–компетентности. Принцип индивидуализации позволяет на базе средств новых информационных технологий изменение методов получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых. В планирование урока я учитываю и этапы конструирования урока:
Далее я представляю этапы конструирования урока в плане использования ИКТ. На первом концептуальном этапе конструирования урока определяю дидактическую цель с ориентацией на достижение результатов - фактически требования к ЗУН. На этом этапе аргументируется необходимость использования ИКТ, выбирается методическое назначение необходимых образовательных ресурсов. На технологическом этапе конструирования урока в соответствии с сформулированными требованиями к образовательным электронным ресурсам по дидактическому назначению провожу анализ и отбор ЦОР. Выбираю форму урока:
Детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронными ресурсами и с учителем провожу на операциональном этапе конструирования урока. Здесь я планирую применение ИКТ на каждом этапе урока. Для каждого этапа урока мною определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности на каждом этапе, формы промежуточного контроля. Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ, это законченный блок, в начале каждого этапа должен присутствовать организационный момент, который необходимо четко выделять, иначе эффективность этапа снижается. Этап педагогической реализации подразумевает перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия и решения трех задач:
Очень важно понять, что применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является ее существенной составной частью.
Применение ИКТ на уроках географии (из опыта работы)
В своей педагогической деятельности на уроках географии мною используются следующие формы работы с ИКТ:
Демонстрация учебных материалов Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы и учебные фильмы. С помощью же мультимедиа средств я демонстрирую материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций, из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. На своих уроках я использую;
Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно стала включать в уроки новые интерактивные средства обучения географии-это электронные мультимедиа учебники и программно-методические комплекты. Теоретический этап урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора разнообразит урок, позволяет привлечь внимание детей к изучаемой теме, создает ситуацию успеха, взывает положительные эмоции у учащихся к изучаемой теме.
Использование интернет - ресурсов
На уроках использую интернет - ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru), «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие. Данная форма работы позволяет учащимся развивать практические навыки работы с интернет – ресурсами, развивать логическое мышление, внимание, анализировать и структурировать материал, выделять главное, чувствовать себя подготовленным и уверенным на уроке.
Проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ
Для этого я использую следующие подходы с применением информационных технологий:
(http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Geography-6class, http://www.testent.ru/tests/6, www. examen.ru/add/tests/Geography)
Анализируя возможности использования ИКТ, для обобщения и систематизации знаний, я выделяю три возможных направления их использования в изучении географии:
Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций
На своих уроках также использую презентации, которые создаю сама, а кроме того учащиеся тоже самостоятельно готовят презентации по теме урока, либо к мероприятиям, Например, «Природные зоны Африки», « Животный мир Австралии». Эта форма работы не только развивает творческий потенциал учащихся, но и вовлекает их в учебный процесс, делает их активными участниками преподаваемого материала, способствует развитию умений работы на компьютере. (смотрите приложения)
Глава 2. Результативность и эффективность Подводя итоги своей педагогической деятельности по развитию познавательной активности учащихся на уроках географии, я выделяю следующие положительные результаты:
Динамика учебных достижений учащихся за последние три года работы по географии
Заключение Исходя из личного опыта, я вижу ряд важных преимуществ использования информационных технологий на уроках: 1.Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению материала. 2.Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимации, карт, легким нажатием клавиши сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают. Учащиеся больше усваивают на уроке, что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала и немного разгрузить учеников.
3.Разнообразие подключаемых каналов обучения позволяет всем учащимся активно усваивать материал. - Учителю не нужно приносить с собой стопку книг, весь материал урока может храниться на маленьком диске. Если найдена новая информация для урока, то не составит труда добавить ее.-Можно показать интересующие процессы в действии, например, извержение вулкана, при помощи анимационных картинок или видеороликов, сопроводив звуком. Это делает материал более доступным для учеников, так как не все обладают образным мышлением и достаточной фантазией, чтобы представить процесс в воображении. - Сочетание различных форм подачи материала, дает возможность всестороннего изучения темы с различных точек зрения, что приводит к переходу в состояние всестороннего исследования изучаемой проблемы, организации дискуссии, и более тщательному анализу полученной информации. - Облегчается процесс проверки тестовых работ. Программа подсчитает и покажет оценки, количество ошибок и вопросы, где они были допущены.- Использование контролирующих программ снижает уровень
4.Компьютерные уроки, как нетрадиционные, очень интересны детям и повышают интерес к изучаемому предмету.
5.Использование систем мультимедиа повышает усвоение учебного материала до 75%.
Обобщённый опыт работы с применением ИКТ – технологий на уроках географии был представлен на школьном конкурсе «Лучший урок с использованием современных образовательных технологий (2009-2011г), на педагогическом совете «Требования к современному уроку (2010г), на семинаре в рамках методического месячника, на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок» (региональный уровень).
Список использованных литературных источников информации
Интернет – ресурсы http://school-collection.edu.ru; http://festival.1september.ru ;
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1593 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |