Суббота, 20.04.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Главная » Статьи » Мои статьи

Контрольно-оценочная деятельность педагога
Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации обучающихся. СТЕКЛЕНЁВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА учитель географии высшей категории МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» Проверка, контроль и оценка знаний – обязательное условие результативного учебного процесса. Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяю такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Предварительный (входной) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в рабочую программу, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях обучающихся. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть урока, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Промежуточный (периодический, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Различают 3 типа контроля: 1. Внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. 2. Взаимный контроль учащихся. 3. Самоконтроль. Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля. При взаимоконтроле вырабатывается ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. Цели контрольно-оценочной деятельности: 1. Повышение внутренней мотивации к обучению. 2. Формирование действия контроля (самоконтроля). 3. Развитие творческих способностей детей. 4. Развитие личностных качеств ребенка. 5. Повышение качества обучения учащихся. Изменение подхода к контрольно-диагностическим средствам позволяет судить о результатах развития детей по итогам обучения и разрешать противоречия, возникающие в массовой практике, а именно: противоречие между требованиями государственного стандарта и реальным уровнем развития детей. На первом консультационном занятии я провожу входную диагностику на экзаменационных материалах прошлого года с целью выявления пробелов в знаниях. Как правило учащиеся показывают слабое владение материалом по курсам 6-7 классов в 9 классах, и в 6-8классов в 11 классе - в связи с давностью изучения. Материал распределяю по четвертям соответственно последовательности прохождения этих разделов в школьном курсе. В конце каждой темы провожу промежуточную диагностику (контрольные и тестовые работы с использованием вопросов из ДЕМО-версий ОГА и ЕГЭ). Считаю обязательным выполнять тесты - домашние задания. В конце года обязательно провожу контрольное тестирование, с включение заданий с КИМов. В последнее время появилось большое количество электронных пособий с тестами в форме ЕГЭ. Часто их приносят сами дети, что дает дополнительные возможности как учителю, так и ученику. Достаточно материала в Интернете - онлайн тестов, лекций преподавателей, видеоуроков и консультаций. Детям нужно говорить, где необходимо им брать нужную информацию. Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции: 1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения. 2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы. 3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников. 4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения. 5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция. Выделяют следующие методы контроля: 1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.). 2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.). 3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.). 4. Зачеты. 5. Экзамены. Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного материала, использую на уроках индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной. Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль. Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках провожу игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по учебнику, географические диктанты, пресс-конференции, викторины, практические работы. В своей практике, я систематически использую географические диктанты. На мой взгляд, каждый учитель стремится к осознанному усвоению детьми терминов и понятий, чтобы в любое время они могли воспользоваться своими знаниями и применить на практике. Географические диктанты приучают моих учеников быть активными на всех этапах урока, добросовестно относиться к выполнению домашних заданий. Пожалуй, сейчас не осталось учителей, которые бы не использовали тесты – систему заданий специфической формы, позволяющей оценить степень овладения школьниками учебным материалом. Тестовые задания в определённой мере способствуют формированию мотива учения. Думаю, многие со мной согласятся, что в обычных условиях на оценку ответа учащегося действует целый ряд случайных и субъективных факторов: личное отношение учителя к ученику и классу в целом, дисциплина. Правильно подмечено школьниками, что чётких критериев при выставлении оценок нет, потому что мы, учителя, живые люди. Тесты на сегодняшний день единственная форма контроля, которая может осуществляться с помощью средств вычислительной техники. Контроль знаний с помощью тестов помогают учащимся разобраться в том, что они знают, а чего не знают. При неправильных ответах у детей сразу же обнаруживается потребность уточнить и отыскать верный ответ. Учащиеся любят тестовые задания и с удовольствием работают с ними, тем более работа требует внимательности, расторопности, так как рассчитана на непродолжительное время. Тесты провожу на различных этапах урока: в начале урока – с целью проверки знаний, в середине и конце урока – для закрепления изученного на уроке материала. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала тестовые задания использую в качестве домашнего задания. Закрепить теоретические знания на основе практических умений и навыков помогают на уроках практические работы. Они позволяют учащимся отработать навыки описания, объяснения и прогнозирования, научат составлять различные графики, диаграммы, картосхемы, а также проводить соответствующие расчёты. В опыте работы использую как традиционные, так и конкурсные формы контроля знаний, умений и навыков. Каждая форма контроля, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальной. Ту или иную форму контроля выбираю в зависимости от целей и задач обучения и воспитания на данном этапе. Их определяет тип урока, специфика проверяемого материала, уровень подготовленности класса и возрастные особенности учащихся. С помощью контроля, я стараюсь устанавливать обратную связь, позволяющую вести наблюдения за усвоением учащимися знаний, умений, навыков, а также обнаруживать проблемы восприятий, осознаний, осмыслений, запоминаний. На мой взгляд, воспитывающая роль проверки знаний учащихся дисциплинирует и повышает ответственность. Проверка есть форма закрепления, осмысления и систематизации знаний. Слушая ответы товарища, ученики вновь повторяют. Организационные формы контроля взаимосвязаны и допустимы разнообразные их сочетания. Если учебный материал сложный, хорошо усвоенный большинством учащихся класса, но с большим объёмом фактических знаний, то он требует сочетания фронтального и группового контроля. Фронтальный контроль осуществляется в том случае, если материал объёмный, но не сложный. Например, знание имён путешественников, единичных географических объектов номенклатуры, о населении определённой территории и его жизни. На мой взгляд, вопросы при фронтальном опросе должны быть изложены в определённой логической последовательности. Вопросы не должны быть слишком сложные. Лучше всего, на ответ по каждому вопросу будет требоваться не более двух минут. Вопросы должны обращаться ко всему классу, но отвечать должен на них один определённый ученик по назначению учителя. Важно учитывать и оценивать не только ответ, но добавления и исправления, внесённые другими учениками, так как это приучает внимательно следить за ответом, быстро формулировать свою мысль. Очень часто в курсе географии встречается небольшой по объёму учебный материал, но достаточно сложный по содержанию. Он предполагает сочетание парного контроля с фронтальным, или группового с фронтальным. Например, знания о причинно - следственных связях, сравнительная характеристика природных компонентов, знания о взаимодействии природы и общества. Если учебный материал недостаточно глубоко усвоен отдельными учащимися, то необходимо использовать индивидуальные формы контроля. Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется при индивидуальном опросе. К такому содержанию в курсе географии следует отнести знания о ландшафтах и взаимосвязях компонентов природы в нём, знания о биосфере, рельефообразующих и климатообразующих факторах. В процессе изучения учебного материала по географии у разных учеников с разнообразными способностями и склонностями получается весьма большое различие в их знаниях учебного материала. Один хорошо знает карту, другой наоборот обнаруживает большие успехи в географическом мышлении. Поэтому правильная оценка требовала бы дифференцированного учёта, то есть выставления особых отметок за способность географического мышления, за знание карты и номенклатуры. В целях индивидуального подхода в обучении использую разного уровня задания, а также упражнения, учитывающие различную скорость работы учащихся. На мой взгляд, весьма эффективно применять элементы взаимоконтроля, когда сильные, хорошо успевающие ученики контролируют и помогают учителю. Для такого сочетания я использую вопросы и задания проблемного характера, исследовательские. В школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создаётся фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с урока в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении. Я думаю, человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Поэтому, контроль знаний, умений, навыков сопровождаемый справедливой оценкой, совершенно необходим, как необходима вообще проверка исполнения во всяком коллективном общественном деле. Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим, и воспитывающим. Литература. 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с. 2. Каменская Е.Н. Педагогика. Конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192 с. 3. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 2010. – 96 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: 1975swsw1975 (03.01.2016) | Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна E
Просмотров: 1207 | Теги: контроль, оценка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar